Болотов: учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников
Опубликованно 20.11.2016 10:54
Готовы ли вы, как выпускник педагогического вуза работать в школе? Как оценить хороший учитель или плохой? Почему может не качественную работу учителя оценивают по результатам ЕГЭ учеников? На эти и многие другие академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов рассказывает.
- Виктор Александрович, наши студенты постоянно проходят какие-то экзамены – вступительные, промежуточные, выпускные. Скажи мне, выпускники педвузов как-то "отфильтровать" на входе в школу? Вы готовы к работе учителя?
— В России-это документ о послешкольнольном образование два положения: с одной стороны, диплом свидетельствует об окончании учебного заведения и поступления на более высокую ступень обучения (аспирантура в случае высшего образования), с другой стороны, дает пропуск на рынок труда. Кстати, в мире не везде так: во Франции, например, ты можешь учиться в Сорбонне, но работать в школу тебя не пустят, пока не успешно сдашь экзамен на профквалификацию.
Если я готов выпускник педагогического колледжа, диплом "два в одном", действительно работают в школе? Практика показывает, что не очень. Надо "доводить до ума". Кстати, это не случайно, многие школы, когда выпускники сравнить педколледжей и вузов, говорят, что "машина" – на работу в классе в начальной школе – лучше выпускники вузов подготовлены точно.
В школе стандартов предусматривает, что дети должны освоить красивые метапредметными компетенциями — они должны приобрести навыки анализа и критического мышления, хорошие коммуникативные компетенции, учатся работать в сотрудничестве. Но у нас педвузов к этому подготовить наших студентов? Как правило, нет. В вузах есть лекции, семинары и экзамены, где каждый для себя; и есть практика, хотя, казалось бы, должна быть совместная работа, но в действительности это будет редко, и во многих педвузах сложившейся практикой воспринимается, как не очень обременительная нагрузка для учителя.
Выходит, что мы готовим будущих учителей на то, что вы требуете от учеников. Но согласитесь, вряд ли человек владеть не владеет той или иной компетенцией, способен научить кого-то другого.
- Какие конкретные компетенции, по вашему мнению, обязательно будущий педагог должен обладать?
— Ответ на этот вопрос пытается найти Евгений Ямбург, который со своей командой разработал профстандарт педагога. На мой взгляд, коллеги перестарались, написал "список желаний". Вы нарисовали портрет идеального, но не реального педагога; вероятно, даже не учителя, а портрет хорошей школе, где учителя работают с одаренными детьми и детьми с девиантным поведением и с родителями.
Что мы у будущего учителя, если вы дадите ему диплом? Мы Нуждаемся в знании предметов физика, математика, литература, русский язык и т. д.? Бесспорно. Кроме того, во время защиты диплома мы проверяем, умеет ли он занимается исследованиями, точнее квазиисследовательской работы, ведь зачастую речь идет не о новом знании, но и о некой компиляции уже известных знаний. Но мы испытываем его профессиональной компетентности — так, как он умеет работать с детьми? Нет! Считается, что он научился этой способности во время педпрактики.
В последнее время все чаще возникают разговоры о том, что нужно ввести экзамен для наших педагогов. Это не известно за дополнительные тесты на более сложные оценочной деятельности, прототипов в России хорошо. Нечто подобное происходит и в бизнес-образовании: cases создан, владение теми или иными компетенциями. Вполне вероятно, что работать с портфелем в состоянии и двух или трех учеников, а это уже групповая работа, о которой я говорил ранее.
- Как и любой выпускник может проверить все компетенции, которые находятся в профстандарте?
— Все должно зависеть о типе работы, которую он готовит. Если он ходит в элитную гимназию, надо проверить знает ли он, как работа с одаренными и мотивированными детьми. Если он идет в школу, в трудном районе, необходимо проверить, является ли он для проведения работы по предупреждению асоциального и девиантного поведения. В школе для детей с ОВЗ – требует некоторых навыков, в школе, где много мигрантов – другие, в сельской малокомплектной школе – третий. Проверить именно то, что вам нужно в зоне ближайшего профессионального будущего учителя.
- Не получится так, что такие проверки ногти молодых педагогов в рамках узкого профиля?
— Он может получить диплом, но есть много дополнительного свидетельства о владении той или иной компетенции. Это как мощный двигатель, чтобы при необходимости можно добавить различные единицы: когда надо пахать, вы бы плуг, надо молотить Egge – борона, нужно сеять – сеялка, должен молотить человек — машина. Каждый раз учитель, который получает созыва нового уровня компетентности, сертификат и соответствующее вознаграждение. Согласитесь, одно дело учить, математику слабовидящих детей, и совсем другое – здоровые дети.
- Предположим, что педагог получил все эти знания. Как вы можете качество своей работы?
— О работе в качестве учителя, мы должны знать только из добавленного: если вашу тему дети были на одном уровне с тобой работали, пришли на другой, то ты хороший педагог. Это требует независимая система оценки в школе: надо проводить мониторинги учащихся и порезы, фиксировать прогресс и регресс.
Я категорический противник оценивания учителя старших классов только по результатам ГИА и ЕГЭ. Конечно, экзамены дают определенную информацию, но всегда учитывать социокультурный контекст, в том числе информация о наличии средней школы бабушка с высшим образованием. Если папа-академик и мама, и ребенок сдал экзамен на 80 баллов, нужно понимать, почему он так плохо прошел. И если ребенок из многодетной семьи, где он воспитывает одинокая мама, получила 50 баллов, то преподаватель может такого ребенка и хвалят. Прифронтовая сравнения здесь неуместны.
- Но еще раз, мы успех видом ученика и учителя не говорить о проверке...
— Давайте спросим учителей, если они не в состоянии формировать у детей патриотизм. Конечно, вы скажете, что умеет писать легко замечательное эссе на эту тему. Но делаете ли вы это в школе? Учитель может знать, но не делать. Проверьте деятельность учителя, а деятельность его состоит в том, что дети в своем развитии.
Понятно, что здесь вы не спешите. Как только по результатам проверки будут приняты административные меры, как только мы начнем наказывать или начать вознаградить учителя, сразу же перегибы на местах. Это как в той старой байке, учить если в одном из регионов обкома КПСС призвал детей, без троек, и всего один год в школе отличников, а хорошисты остались. Кстати, когда мы говорим о патриотизме, то надо оценивать не деятельность конкретного учителя или, не дай Бог, уровень развития патриотизма в конкретным учеником, но и вся обстановка школьной среде – оно обеспечивает условия для формирования патриотического сознания у школьников. И неплохо было бы сначала договориться, что мы вкладываем в это понятие.
Главное – культура оценки деятельности учителя. Шаги в этом направлении предприняты, но проблема тщательно не проработана. Есть стимулирующие надбавки, но четко не прописано, кого и за что они достаются. Например, в некоторых школах учителя бывает доплачивают за участие детей во внеурочной деятельности, что дети пинками загоняют на это мероприятие. В одном из регионов министр шутит, что бабушка подойти страшно, перекрестки – к ним сразу подбегают ученики, схватив на руки, тащит на другую сторону улицы — когда он только подписывает бумаги, заявив, что они помогли ей в трудной жизненной ситуации.
Учителя в школах уже начинают собирать, что будет у детей в системе образования в качестве портфолио – сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации до дипломов участников различных мероприятий. Но это сильно влияет на реальную деятельность учителя? Вопрос остается открытым. Да, мы постепенно удаляясь от знаниевой парадигмы, но для оценки реальной эффективности работы учителей мы еще не пришли. Это очередной вызов для педагогической науки и управленцев.
Категория: Интернет