Дрeвний Лемберг в запахах и звуках
Опубликованно 10.10.2020 06:30
Уникaльный музeй oткрывaeт двeри с целью туристoв и львoвян
Нoвoe нeпoвтoримoe и увлeкaтeльнoe путeшeствиe в истoрию гoрoдa Львa мoжнo сoвeршить ужe сим лeтoм. A пoмoжeт в этoм иннoвaциoнный музeй «Львoв Дрeвний», кoтoрый сoздaют в пoдзeмныx лaбиринтax цeркви Прeoбрaжeния Гoспoдня, рaспoлoжeннoй нa улицe Крaкoвскaя, 21.
Oттудa, с пoдзeмeлий, кoтoрыe считaются oдними изо сaмыx стaрыx вo Львoвe, – фoтoрaсскaз кoррeспoндeнтa Укринфoрмa.
НOВOE ДЫXAНИE КAТAКOМБ
Срeди всex мнoгoчислeнныx львoвскиx aрxитeктурныx пaмятникoв Прeoбрaжeнскaя цeркoвь, кoтoрaя приближaeтся к свoeму 125-лeтию, oтличaeтся нe тoлькo грaциoзнoстью и сдeржaнными фoрмaми, нo и тeм, чтo здeсь сoxрaнились oчeнь стaрыe пoдзeмeлья.
Дeлo в тoм, чтo цeркoвь Прeoбрaжeния былa пoстрoeнa нa дрeвниx фундaмeнтax.
Xрaм, кoтoрый впoслeдствии стaл рeпрeзeнтaциoнным и культурным цeнтрoм гaлицкиx укрaинцeв, пoстрoили нa мeстe рaзрушeннoгo мoнaстыря, зaтeм – кoстeл oрдeнa тринитaриeв, зaлoжeннoгo eщe в XVIII в. Oрдeн зaнимaлся выкупoм xристиaн с нeвoли в ислaмскиx стрaнax.
Нo дрeвниe кaтaкoмбы, xoть и пoлурaзрушeнныe и зaбрoшeнныe, всe тaки сoxрaнились. Сeгoдня oни стaли нe прoстo свидeтeлями eщe oднoй стрaницы истoрии гoрoдa, a нaстoящим aктивным, eсли мoжнo тaк скaзaть, «кoммуникaтoрoм», ярким нoситeлeм шляxeтскoгo и кoрoлeвскoгo вeличия Львoвa и eщe oднoй причинoй исполнение) нeпoддeльнoгo гoнoрa львoвян.
Имeннo здeсь, в дуxoвнoм цeнтрe Гaличины, вoт-вoт oбрeтeт рeaльныe oчeртaния сoврeмeнный иннoвaциoнный музeй «Львoв Дрeвний».
«Рeмoнтнo-рeстaврaциoнныe рaбoты в пoдзeмeльяx xрaмa нaчaлись в 2004 году и исключительно два года назад их открыли чтобы посетителей. Но, так сказать, «новое перспирация» эти катакомбы получили только лишь в этом году. Их полностью восстановили, провели гидроизоляционные работы, реконструировали стены и подготовили помещения чтобы открытия в них инновационного музея истории города Льва в статьях «Лемберг Древний», - рассказывает председатель музея Борис Данылив.
«С через инновационных технологий мы показываем временник нашего города c XIII века после 1772 года, того времени, часом Галичина отошла в состав владений австрийских Габсбургов в результате первого раздела Польши. «Лемберг Древний» - это уж второй музей масштабного национального проекта инновационных музеев подо брендом «Становление украинской нации». Ключевой такой уже успешно работает в Киеве. А главная замысел нашего музея – объединить жителей города округ его истории, показать Львов чисто жемчужину Европы и культурную столицу Украины. Хотим дополнить имидж города с помощью исторических личностей – героев прошлого, улыбнуться туристов этим культурным объектом и историей многих народов, которые принимали деятельность в развитии Львова. Думаем, что такого склада музей станет одной из визитных карточек Львова, туристической «изюминкой», которая даст поджопник для развития инновационных культурных учреждений в городе и крае», – говорит Данылив.
СЕЛФИ С ДАНИЛОМ ГАЛИЦКИМ
Почто же можно увидеть в этом новом музее?
Перво-наперво всего, скажу, что музей «Лемберг Древний» - это неформатный проект, который сочетает инновационные технологии и бесценные исторические экспонаты изо частных коллекций и фондов украинских и европейских музеев. Всего только за час в увлекательном мультимедийном формате 5D (диорамы, запахи, звуки, реалистичные фигуры-реконструкции выдающихся личностей) с через медиа-гида (на девяти языках) дозволяется ознакомиться с многовековой историей Львова и разных народов, которые вместе жили и строили место в период с IX по XVIII века.
(за в музее - 39 фигур, изготовленных методом "киберкожи" - подгонка воска, латекса и силикона.
Примерно сказать, каждый из посетителей может подоспеть и сделать селфи с первым войтом Львова Бертольдом Штехером alias с основателем города королем Данилом Галицким с женой и сыном Львом, князем Василько (Романовичем) либо королем Казимиром III, гениальным скульптором Иоанном Пинзелем разве Бартоломеем Зиморовичем, поэтом, историком, бургомистром Львова, тот или иной там родился в 1597 году.
С медной туркой напиток бодрости в руках ждет посетителей и Юрий Кульчицкий - переселенец из украинской шляхетской семьи, какой научил пить кофе не только-тол Львов, но и целую Европу. А тяжелый запах венского кофе напомнит и об этом знаковом эпизоде в жизни Львова. Во вкусе и другие запахи, циркулирующие с помощью мощной системы вентиляции и соответствующие праздник или иной диораме. Это, взять хоть, ладан, смола, живица, запах пивного хмеля и свежеиспеченного питание, меда и другие, воссоздающие атмосферу тогдашнего Львова.
А единаче звуки, звуки – лязг оружия, хохотанье лошадей, выстрелы пушек и мушкетов, выдумка козацких пуль, шум средневековых львовских улиц и площадей, клацанье бокалов в корчмах и обольстительный смех львовянок посерединке городского шума... Все сие «затягивает» вас в коловорот атмосферы древнего Львова, где ваша сестра словно становитесь очевидцем и участником всех тех событий.
Действительно в экспозициях музея сконцентрирована политическая, завещание и культурная жизнь города в составе разных государств.
По-над созданием музея работала огромная марш профессионалов, среди которых и научный эксперт проекта, председатель научного совета музея «Образование украинской нации», доктор исторических наук Мишура Видейко: "Знаете, на протяжении своей многолетней работы историка-исследователя понял, сколько все эти научные исследования егда-нибудь заканчиваются. И стоят они что такое?-то только тогда, когда становятся доступны людям, возможно ли кто-то сделал их доступными ради посещения. Сейчас это важно вроде никогда, потому что наконец исполнение) ученых появилась возможность уже малую толику десятилетий писать историю Украины подобный, какой она была - от основ, истоков – прежде современности. Совместными усилиями историков Киева, Львова, других городов пытались в этом музее образовать определенный взгляд на исторические моменты, которые на этом месте отражены. Да, было нелегко, было без) (счету дискуссий относительно различных текстов, формулировок. И сие не удивительно, поскольку одно и ведь же событие может трактоваться точно по-разному, у каждого свое видение, Только тут удалось как-то интенсифицировать эти мнения-«пазлы» в единое, подчинив их единой цели".
Мишель Видейко говорит, что десятилетиями, когда-никогда рассказывали об истории Львова, все на свете это было как-то однобоко. Ага, много говорилось об основателях Львова, да мало – о том, что было попервоначалу на том месте, где был заложен городище Льва. А между тем, по словам Видейко, археологические отрытие еще в XIX веке обнаружили, что сия местность имеет очень давнюю историю, которая измеряется тысячелетиями, до сих пор со времен Триполья и до того периода, в некоторых случаях здесь побывал дружинник киевских князей. В среднем, в свое время на горе Одежда в окрестностях Винников возле Львова археологи обнаружили предметы быта трипольской культуры: кинофрагмент амфоры и другой посуды, а также артиллерия труда. Возраст найденных предметов - побольше 5000 лет, а место находки разрешено считать крайней западной точкой трипольской культуры.
Общий же археологические раскопки свидетельствуют, словно территория современного города была заселена опять в V веке. В конце X века эти владенья вошли в состав Руси, в частности удельных Галицкого, а с 1199 лета — Галицко-Волынского княжеств.
Хотя в учебниках по истории преимущественно освещался времена Киевской Руси, а затем сразу - козачество. А как было между этим, в ХІІІ-ХIV веках, об этом в соответствии с нормой не говорили. А здесь это произведено...
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КЛЕЙМА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Наравне рассказывает Валерий Галан, автор и убежденный вдохновитель масштабного национального проекта «Эволюция украинской нации», составляющей которого является Третьяковка «Львов Древний», к созданию такого музея было привлечено только что не 20 научных институтов и кафедр, музеи Украины и таблица, значительное количество культурных волонтерских и общественных организаций. В придачу того, идею Галана воплощали скульпторы, гримеры и пастижеры, художники-костюмеры, мастера по части историческому оружию, киносценаристы, актеры, психологи, политтехнологи и ведущие декораторы.
- Валерий, я так понимаю, что-что в музее представлены результаты совместной поисковой работы ведущих ученых, археологов, искусствоведов для того создания целостного образа прошлого города?
- Вот то-то и есть так. Только добавлю одно союз – «впервые». Вот Львове впервые создан музей, тот или иной побуждает вас вглядеться в прошлое, дабы понять настоящее и увидеть горизонт будущего.
- Нет-нет да и возник замысел реализовать такой план именно во Львове?
- Наш замысел мы начали создавать 6 лет вспять. Вокруг этой идеи объединили больше 40 ученых, более полусотни научных организаций и паче 60 музеев из семи стран. Сие было сделано для того, дабы иметь как можно больше информации и кинсон все это украинцам и тем, кто такой посещает Украину. В то же момент, готовя этот проект, мы выделили, делать за скольких бы это ни было необычно, три отрицательные черты нашей нации, которые нам по всем статьям нужно менять.
- Какие же сие черты?
- Первая - это неуважение к себя. Не все украинцы, к сожалению, уважают себя. И сие проявляется в их поведении, действиях. На втором месте – мы плохо знаем собственную историю. (не то бы мы ее знали, дорого бы наполовину, то поняли бы, нежели мы должны гордиться и что должны оборонить.
Будем откровенны, часто нашу историю присваивали, распределяли посередине собой наши соседи, которые и не раздумывая гордятся этим, поднимают имидж своей страны, своих народов, своих стран.
- А наша сестра в это время...
- А мы скромно, наподобие говорят, «пасем задних». Ввиду этого мы хотим изменить эту ситуацию. В часть числе вот такими проектами, подобно ((тому) как) этот, чтобы знать свою историю. И третье блюдо. Многие украинцы жили и сейчас живут с «вуалью» неудачников, клеймом неполноценности. Неведомо зачем вот, наш проект призван слить украинцев вокруг своей истории и закадрить эту «вуаль», ярлык «недонации» или «недонарода». И если будет хотя бы часть людей, которые посетят наши музеи в Киеве и после этого, во Львове, и в других городах, идеже мы еще их будем собирать, то уверен, эти люди будут ебать, что они имеют и что в случае необходимости они пойдут отстаивать.
И еще, будем откровенны, за последние 400-500 планирование наша нация носила «очочки» то Варшавы,то Москвы, в таком случае некоторых других стран. И мы мiровая и свою историю видели в тех пропорциях, которые позволяли нам такие «окуляры».
- Но ситуация изменилась...
- (само собой) разумеется, и это очень хорошо, что из-за последние 30 лет украинские ученые-исследователи получили реальность работать в архивах, музеях других стран, набирая и концентрируя циклопический массив исторических фактов, документов, материалов, которые дают нам новобранец взгляд на те или некоторые устоявшиеся стереотипы.
- Сейчас такой информации беспредельно много...
- Да, но проблема, в чем дело? она, эта информация, так произнести, ходит «по горизонтали», в определенных кругах ученых-историков, студентов профильных вузов и недостаточно доходит до социума. Поэтому наш брат должны всю эту информацию накляузничать до каждого украинца, наших соседей. И как раз в этом – тоже цель нашего проекта.
- А почто, цель остальных музеев – другая?
- Я сего не говорю, но здесь принимать еще одна проблема: Большинство музеев в Украине – мои ровесники. Чисто мне 60 лет и, повторяю, большинству украинских музеев столько а, или больше лет. Их оформляли объединение технологиям того времени, в конце концов, умонастроение этих людей был другим. А в ту же минуту без гаджетов, мультимедийных средств человек не обходятся, в отличие от музеев, которые, к сожалению, считанные разы используют новейшие технологии. Поэтому и создаем такой-сякой(-этакий) музей, где бы человек увлекся по всем статьям увиденным здесь, с помощью инновационных технологий.
- А является основой музея?
- Музейная структура фактически состоит, прежде всего, с исторических фигур, максимально похожих бери исторических персонажей, известных и неизвестных общественности. Они «разговаривают», проглатывать аудиогид на девяти языках, полно это дополняет контент на стенах. Тут. Ant. там же – диорамы, которые перенесут зрителя-посетителя в ту или — или иную эпоху, чтобы он был способным окунуться в эту атмосферу. Есть снова и информационная составляющая – мониторы, QR-коды, которые позволяют разузнать больше, получить подробную информацию, которая отнюдь не поместилась здесь, в музее.
А еще – карточная игра на полу, скажем Русского королевства, которое было в большинстве случаев, чем половина нынешней Европы, игра в карты Львова в разное время, каждого века. Будут тогда и коллекции известных археологов, исследователей старины.
В соответствии с сути, это будет музей с самыми «крутыми» артефактами, которые один есть во Львове. Среди них – пассаж окаменелого дерева, которому миллионы парение, обломки топоров, возраст которых – 5-7 тыс. планирование, фибулы Римского времени II-IV нашей эры. В этом месте же – фрагменты деревянного гребня XIV–XVI веков, найденного кайфовый время раскопок на улицах Краковской и Ивана Федорова. Имеем и коллекцию тогдашних торговых пломб, копилку, монеты, стеклянные и глиняные фабрикаты, деревянную колодку для изготовления обуви. А до сей поры – козацкие бытовые атрибуты, топорики, пули, трубки, металлические и стеклянные чаши XVII-XVIII веков. Многие из этих артефактов предоставило нам пользу кого экспозиции коммунальное учреждение Львовского областного совета «Историко-краеведческий Метрополитен-музей».
РАЗНЫЕ НАРОДЫ СОЗДАВАЛИ ЕДИНОЕ Содружество ГОРОДА
Один из создателей оригинального музея умереть и не встать Львове, художник, скульптор Владимир Переста рассказывает, что такое? для него и его коллег сие был очень интересный проект.
- Деловая захватывала полностью, работаешь и забываешь, какой-либо сейчас день, число, неделя. Историки-исследователи предоставляли нам информацию об определенных персонажах, пишущий эти строки все это тщательно изучали. Кто такой этот человек, где жил, в кой период, чем занимался, какова ее преимущество в нашей истории, что наиболее присуще для этого персонажа. Только позднее этого мы приступали к работе по-над будущей скульптурой. Дальше – слушание создания формы, вытаскиваешь скульптуру оттудова, это все волнительно... Сие все полностью захватывает тебя, поглощает...
А патриарший хозяйственник УГКЦ отец Любомир Яворский (год) спустя знакомства с концепцией музея «Лемберг Древний» привел высказывание блаженнейшего патриарха Любомира Гузара и поделился своим видением нового проекта, какой-либо реализовывают во Львове.
«Шовинизм не может быть христианской добродетелью, затем что он не совершенен, делает человека одну каплю ограниченным, ведь национализм любит всего на все(го) свое. Однако патриотизм должен являться присущ христианину - он любит свою Родину и в так же время у него открыто середыш для других людей, он пьяный уважать их достоинство и права». Буква фраза патриарха Любомира Гузара безумно хорошо передает специфику будущего музея, ибо здесь пойдет речь о представителях разных национальностей, которые присоединились к строительству, становлению и развитию Львова.
В этом музее отражена ролька носителей культуры и традиций разных народов, христианских конфессий, и отдельный из этих «разных» создавал единое, целостное. Сие как вышиванка, которая вышита разными нитками, хотя если взглянуть на нее унитарно, то увидите, какая она красивая, гармоничная. В такой мере и здесь, люди были разными, так они вместе создавали и определенное органичное единое фригана Львова.
АКЦЕНТ НА ПОЗИТИВЕ
Наконец обращаюсь к Валерию Галану, автору и идейному вдохновителю масштабного национального проекта «Развитие украинской нации», составляющей которого является музеум «Львов Древний».
- Леруша, какой ключевой акцент музея «Лемберг Древний»?
- Главный акцент... По всей (вероятности, самое главное – показать многогранное выковывание города в политическом, духовном, культурном и экономическом срезе нет слов всех веках.
Ведь в экспозициях музея воссозданы периоды жизни Львова близ разных государственных образованиях. Хотим организованно показать, как на протяжении 800 парение львовяне строили многонациональный город, создавали его славу и всемирный имидж.
- Исторический отрезок, который заключает музей – ограничен?
- Пока который да. Музей охватывает исторические перипетии города, начиная от первого летописного упоминания и раньше 1772 года, но проект короче иметь продолжение, включая события 2021 годы.
Важно, по моему мнению, ась? мы делаем акцент на позитиве, бери наших победах, оптимизме нашей нации, показываем такие исторические данные, чтобы человек выходил из подобных музеев окрыленным.
Лёша Снитовский, Львов
Фото автора
Категория: Туризм